суббота, 13 июня 2009 г.

Советы нейрофизиолога Натальи Бехтеревой


 Ученый, заложивший основы фундаментальных исследований и создавший оригинальную научную школу в области физиологии здорового и больного мозга человека Бехтерева Наталья Петровна.

Что бы вы нам могли посоветовать чтобы лучше запоминать?
- Очень хорошо, что вы задаёте этот вопрос не в моём возрасте, а в вашем. Надо стараться как можно меньше пользоваться записями и как можно больше запоминать. Бытует мнение, что когда вы идёте к начальнику, например, неплохо бы составить на бумаге планчик, о чём с ним надо говорить. Так вот, плохо. Лучше держать это в голове. У всех есть записные книжки (у меня тоже есть), но всё что там написано, неплохо помнить наизусть.

- Как отдохнуть, если устал думать?
- Вы это очень хорошо знаете. Изменить деятельность. Лучше умственную на физическую, но можно умственную на другую умственную. Конечно, можно и просто сделать перерыв в мыслительной деятельности.

- Возможно ли с помощью электродов вызывать в мозгу зрительные образы?
- Простые зрительные образы, такие как свет-темнота можно вызвать и без вживления электродов непосредственно в мозг. Достаточно приложить электроды к коже. А если нужно вызвать сложный зрительный образ, то лучше этого не делать. Я борюсь против этого направления - вживления электродов в затылочную область для того, чтобы воспроизводить события реального мира с помощью раздражения серого вещества. Это может сильно повредить вещество мозга.

- Что такое сотрясение мозга, и чем оно чревато?

- Сотрясение мозга бывает различной степени тяжести. Как правило, именно сотрясение мозга проходит не оставляя никаких неприятностей в организме. Мозг как бы сидит на стволовых отделах мозга, которые представляют собой нечто вроде стержня. При сотрясении стволовые отделы мозга меняют своё расположение по отношению к полушариям мозга. Если при этом возникли серьёзные кровоизлияния, то тогда состояние будет более тяжёлым. Но всё-таки это не самое страшное повреждение мозга.

- Как вы считаете, ребёнка левшу надо ли переучивать на правшу?
- По этому поводу существует очень много разногласий. Я бы не стала. Правда, переучивание приводит к тому, что человек может пользоваться и правой и левой рукой одинаково, но можно этого и не делать. Однако, если вы это сделаете, тоже ничего страшного не будет.

- Правда ли что в 28 году академик Бехтерев осматривал Сталина и поставил диагноз паранойя.

- Понимаете, всё делалось таким образом: напечатали в одной газете вот такую вот "красивую" историю: что Бехтерев был у Сталина, осмотрел его, вышел и сказал: "Паранойя," - потом его пригласили в буфет, где отравили. Дело в том, что мои родители были живы, когда умер Владимир Михайлович Бехтерев. И, в общем, примерно представляли себе почему Владимир Михайлович умер. Но представить себе что Владимир Михайлович Бехтерев, в первую очередь врач, выйдя от больного публично сказал такие слова мы не можем.

- Какие участки мозга отвечают за интроспекцию и рефлексию.
- Насколько адекватными можно считать попытки мозга объяснить собственные функции?

- Второй вопрос - очень хороший вопрос. Вроде бы нельзя с помощью мозга изучать мозг. Но всё-таки, до известной степени можно. А вот насчёт рефлексии и интроспекции ещё посмотрим. Ещё не знаем.

- Не является ли полезной малая доза наркотика, которая позволяет работать пассивным областям мозга в обычной жизни?
- Вы много знаете людей, которые удержались на малой дозе наркотика? Если знаете, то поделитесь, но обычно это преддверие или оправдание для того, чтобы употреблять наркотики.

- Как действует детектор лжи?

- Детектор лжи - это прибор, регистрирующий многие физиологические показатели, в нормальной жизни не зависящие от сознательного управления. И получается так, что тогда, когда человек лжёт, во всяком случае теоретически, один из этих показателей должен сработать и показать, что не всё спокойно в организме, в мозгу. Но известно, что люди могут натренироваться и обманывать детектор лжи.

- Какое влияние на мозг оказывают психотропные вещества?
- Если нужно, психотропные вещества применяются, но, как правило, бывает так, (я не хочу обидеть никого из психиатров) что поступает больной в больницу, его лечат психотропными веществами, а потом очень трудно разобраться, что болезнь, а что от этих веществ. Но это несчастье психиатрии. Это очень сложная наука, и для раскрытия тайн болезней мозга нужен томограф, о котором я говорила, которого ещё нет. Но психотропные вещества опасны.

- Известно, что феноменальная интуиция Ньютона поражала всех своей точностью. Что такое интуиция?
- Интуиция, как мне кажется, это способность человека делать минимальное количество ошибок при решении вопроса с минимальным количеством выведенных в сознание данных. Но я здесь ничего особенно чудесного не вижу. Кстати, в науке очень хорошо сочетание интуиции и логического мышления, потому что интуиция иногда может далеко увести. Хотя, это хорошая штука.

- Иногда ты приходишь в помещение, и тебе кажется, что ты тут уже был.
- Это относится не только к помещению, может казаться, что человека уже видел, ситуация уже была, слова уже говорились. Этот феномен "deja vue" ([дежа вю]- уже видел), он связан с активацией височных долей. При родах иногда сжимается голова, и повреждаются отделы височных долей, они как раз страдают больше всего, и это у многих людей не компенсировано, поэтому бывают разного рода вещи, "deja vue" не самое плохое.

-
Газета "Смена" писала, со ссылкой на вас, что в одной из фаз сна наш мозг оказывается отключённым от организма, и что он делает пока не ясно. Скажите об этом что-то.
- Я не знаю конкретно этой публикации в газете "Смена", но я должна сказать, что я как и многие другие не всегда ответственна за то, что публикуется от моего имени. Иногда я об этом узнаю вот таким образом или вообще не узнаю. Бывает ли мозг отключен от тела? При очень глубоком сне бывает, что мозг как бы отключается, но не полностью, потому что если мозг полностью отключится, то ни сердце не будет биться, ни дыхания не будет.

- В прессе были сообщения о создании в Германии искусственного глаза, на основе видеокамер, передающих изображение в мозг. Как вы думаете, есть ли перспектива такой методики?
- Думаю, что нет, а вот над тем, у чего есть перспектива, мы сейчас работаем, это тоже один из наших интересов. Дело в том, что кожные покровы и нервные клетки развились из одного зачатка. У них есть кое-что общее, в частности в реакции на медикаменты. Сейчас совершенствуется метод по вырабатыванию зрения у людей, лишённых глазного полотна через кожные клетки. Возможно, через них удастся получить информацию в мозг, похожую на зрительные ощущения.

- Правда ли, что умственные способности мозга работают на 5-10%? Можно ли повысить работоспособность?
- Дело в том, что у мозга есть аппарат тренировки. На каждое новое событие, на каждое изменение ситуации, такое как изменение освещённости, изменение звукового окружения, и так далее, мозг реагирует общим возбуждением, происходит активация, а дальше в коре остаются работать только действительно заинтересованные структуры. И, наверное, чем меньше таких заинтересованных структур, тем лучше. Но откуда взяты эти цифры (5-10%) совершенно неизвестно. Так же как цифры вообще по мозгу, по количеству нейронов и так далее, потому что сосчитать всё это очень трудно, это всё приблизительные цифры. И дело в том, что я как раз сказала, что хороший мозг - работает минимумом своих возможностей. Нужно ли активировать мозг? Мозг так устроен, что если нужно, он сам активируется и будет задействован почти весь, но, как правило, это уже патологический случай. Подкорка обычно вся задействована и активна, а кора - очень избирательно.

- Есть ли отличие в работе женского и мужского мозга?
- В общем, есть. И надо сказать, что это статистически тоже проявляется. Например, женщин композиторов и женщин очень хороших художников не так много. И в академии наук женщин не очень много, но это может уже засилье мужчин.

- Что вы можете сказать о сновидениях, а так же о вещих снах? У меня было несколько вещих снов.

- Действительно, вещие сны бывают, но я думаю, что здесь происходит то же самое, что с интуицией. Есть какие-то раздражители и факты, на которые вы не обращаете внимания, которые в сознание вы не выводите. У меня были очень сильные вещие сны, но когда я о них думала очень подробно, то пришла к выводу, что, может быть, что-то было такое, на что я не обратила внимания, и после этого увидела это во сне. Такая вещь возможна, так что если бывают такие сны, то ищите, что вы могли знать заранее. Но иногда это бывает трудно.

- Есть люди, обладающие феноменальными способностями к счёту и запоминанию. Часто другие функции мозга работают хуже. Как объяснить этот феномен?
- Да, есть такие люди, которые считают очень здорово. Мне кажется, что это люди, которые очень хорошо решают математическую задачу, но быстро это получается потому, что мозг работает в другом режиме времени. Дело в том, что наш режим времени, по которому мы живём - это адаптивный режим времени, наиболее удобный на нашей планете. А мозг может работать в разных режимах, что в принципе доказывается не только счётом, счётом как раз это не доказывается, а доказывается ситуациями, когда человек попадает в экстремальные условия, бывает так, что за секунды он буквально продумывает всю жизнь, видит её.

- Что представляет собой самогипноз и как он влияет на работу мозга?
- На четвёртом курсе медицинского университета люди, как правило, начинают увлекаться гипнозом. И очень мало кто позволит себе не гипнотизировать. И мне кажется, что гипнозом можно пользоваться только в лечебных целях, а самогипнозом нельзя лечиться. Гипнозом широко пользоваться не стоит, потому что всё-таки, это навязывание со стороны чьего-то чужого мозга. Те, кто видели сеансы мягкого гипноза, знают, что действительно очень много чего можно навязать. Кстати, считается, что нельзя навязать что-то, что имеет запрет в сознании человека, например нельзя навязать убийство. Но я не уверена в том, что в хорошо обставленной ситуации гипноз не может на такое подвигнуть. Так что если где-нибудь в зале будут вам показывать гипноз, воздержитесь от того, чтобы быть подопытным.

- А можно узнать, что такое гипноз? Известна ли его природа?

- Теорий по гипнозу много. Что такое гипноз я бы не взялась объяснять. Я могу объяснить этот вопрос студентам, если им нужно было бы сдавать экзамен. Это влияние одного человека, подчинение им себе другого человека. Мне кажется, что детектор ошибок имеет к этому отношение, видимо при гипнозе он отключается и человеку можно всё что угодно навязать.

- Из чего состоит мозг?
- В основном из воды. Но в том числе, из клеток.

- Возможно ли такое, как в фантастических рассказах: в мозг вживляются чипы и даже компьютеры, и возможно ли записывать информацию в мозг?
- Это трудная история. Когда мы начали работать с вживлёнными электродами, в мире было к этому очень диаметральное отношение, в том числе говорилось, что всё это очень страшно. Тогда думали, что можно вводить информацию в мозг. Но пока не расшифрован код мысли, пока мы точно не знаем, как формируется конкретная мысль, ввести такую штуку можно, только она ничего существенного не даст, потому что нет языка на котором этот чип будет общаться с мозгом.

- Наталья Петровна, можно вам задать другой вопрос: ведь можно пойти не цифровым путём, а аналоговым. Взять сигнал одного мозга, желающего что-то и записать его в другой мозг. Будет ли мозг реагировать на такой сигнал?
- Вот мы взяли сигнал из одного мозга. О чём мы взяли сигнал, совершенно непонятно. Например мы взяли сигнал из того места, которое отвечает за творческую деятельность. Но вы не можете взять сигнала, рассказывающего непосредственно о конкретной деятельности. То есть, вы эту конкретную деятельность пока не расшифровали, вы не можете её изъять оттуда. Вы можете только электрической стимуляцией активировать. Делается вот что, берётся энцифалограмма, и в соответствии с ритмами собственными и ритмами другого человека вводится электрическая стимуляция. Здесь можно изменить настрой человека, но это без того, чтобы этот человек понял, что именно другой человек думает.

- Как мозг развивается, и какие преграды есть для развития способностей мозга человека.

- Если вы ничего особенного не будете делать с ребёнком, но если он живёт в человеческой среде, то мозг будет развиваться. Но если вы будете специально развивать ребёнка, мозг будет развиваться лучше. Можете ли вы сделать человека гениальным? Вы можете обеспечить человека очень большим запасом знаний, сделать очень эрудированным, а гениальным нет. Гениальным надо родиться. Это, с моей точки зрения особая генетика и особое развитие, очень быстрое. Были случаи, когда дети были вне человеческого общества, и, я должна с грустью сказать, в нечеловеческих условиях, это бывает чаще, чем случаи как с Маугли, через какой-то период времени, к какому-то возрасту человек не может стать человеком. Получается так, что уже речь невозможна. После какого возраста человек не может стать человеком? Называют 12 лет, и более ранние сроки, ну, вероятно, кому как повезёт, и зависит от того, каков был этот период. Обычно, если человек живёт в нечеловеческих условиях, в первую очередь его очень плохо кормят. И если не дают ему определённое количество белков, то мозг может очень пострадать.

- Что такое сновидение? Правда ли что сновидение видится в последнюю фазу перед тем, как проснуться? Вредно ли во сне осознание, что это сон?

- Я просто не знаю, вредно ли осознание, что это сон. Я знаю, что бывает такая штука, очень хочется проснуться, и очень трудно проснуться от кошмара. Просто если сон сам по себе очень неприятный, конечно, это неприятно. И важно попытаться понять, почему. Иногда неприятный сон - это отражение непорядка во внутренних органах. А правда ли что это в последние секунды? Ну, что значит, в последние секунды, у сна есть цикл. И в определённые фазы цикла считается, что бывает больше сновидений, или вообще не бывает (так называемый, быстрый сон).

- Правда ли, что мозг работает по принципу "есть сигнал - нет сигнала"?

- Смотря в каком смысле. Бывает так, что человек лежит в полной тишине, лишённый всякого рода раздражителей, и всё-таки думает.

- Почему болит голова?

- Это серьёзный вопрос. Дело в том, что головная боль - это очень неприятная штука и с ней очень трудно бороться. Голова болит чаще всего не от того, что переутомлён мозг, а чаще от неудобной позы, от того, что сосуды не в очень хорошем порядке. Надо искать каждый раз отдельную причину, и есть такие головные боли с которыми практически почти не справиться. Вернее, сейчас есть препараты, которые подавляют эти головные боли и не подавляют умственные способности, но они довольно-таки ядовиты, много принимать нельзя.

- Как легче сосредоточиться?

- Как можно судить о мозге по виду, без воздействия на него?
- А как вы предполагаете судить о мозге по виду? А как можно сосредоточиться - всё-таки лучше не очень переутомляться перед тем, когда вам надо сосредоточиться. Сосредоточение - это довольно большая работа. Спокойное бодрствование - это очень большая работа передних отделов мозга. Так что лучше сосредоточиться после небольшого отдыха.

- Зависит ли любовь от мозга?

- Ещё как зависит. Любовь с точки зрения мозга - это что-то похожее на невроз, что-то имеющее и анатомическую и биохимическую основу. А отсюда вполне существовали и могут существовать приворотные и отворотные зелья. Это химия.

- Как вы относитесь к гипотезе об основополагающем значении развития мозга в младенчестве для умственных способностей человека?

- Об этом я уже говорила, что в младенчестве лучше развивать мозг, чем пускать это дело на самотёк. Правда, делать это надо в зависимости от состояния ребёнка. Хорошо чередовать физическую нагрузку и умственную. Надо научить мозг быстро переключаться.
Тут надо сказать две вещи, про которые забыли. Сейчас папы и мамы как правило не мучают гостей стихами своих детей. Раньше бывало так, стоило гостям собраться, как родители говорят: "вы знаете, наш ребёнок выучил новый стишок, послушайте его". И выходил ребёнок, иногда путался, иногда не путался, гости аплодировали, а уже потом бежали к столу. Потом это как-то ушло. И ушло совсем. И ребёнка не стали учить стихам, и в общем, повредили ему память. Это тренировка самого тонкого механизма памяти - считывания. Этот вид памяти тренируется при заучивании не только стихов. Вот второе, что, в общем, ушло совсем, сейчас из школ почти изгоняют математику. Вот уж пострадает тогда мозг как следует! Потому что, не смотря на то, что есть счёты, компьютеры, калькуляторы, нужно чтобы мозг сам тоже тренировался. Нужно, чтобы человек умел считать в уме, чтобы человек много запоминал. Между прочим, мозг любит работать в лёгком режиме. Бывает, ставят диагноз энцефалопатия - с ребёнком что-то происходит, а вот что - не ясно. Звучит довольно страшно. Поэтому с каждым ребёнком надо разбираться, искать ему специалистов. Вообще, родители, вы очень ответственны за своих детей и за то, как вы их воспитываете, и как вы их лечите, смотрите, не перелечите.

- Что такое амнезия? Чем это можно объяснить?
- Амнезия - это потеря памяти. Она бывает разная. Но дело в том, что сейчас по телевидению описаны случаи, что ходят люди по нашей земле и ничего о себе не помнят. Можно ли такую штуку вызвать? Думаю, что какой-то химией можно. Вообще говоря, некоторые алкоголики допивались до того, что у них полностью страдал какой-нибудь вид памяти, и ответственны за это были особые образования в мозгу.

Бехтерева Наталья Петровна (07.07.1924 – 22.06.2008)

Комментариев нет:

Отправить комментарий